Суббота, 18.05.2024, 12:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Верхнеполтавская СОШ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Павлова Л.А. «Проектная и исследовательская деятельность школьников и педагогов» (выступление на семинаре директоров района)
07.12.2010, 16:58

Павлова Л.А.,

заместитель директора по учебной работе Верхнеполтавской СОШ

«Проектная и исследовательская деятельность школьников и педагогов»

(выступление на семинаре директоров района)

 

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения сменяло друг друга с течением временем. Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Например, в процессе игровой деятельности ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого режима работы, но логично выстроенный, с яркими, запоминающимися моментами, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.

Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, происходящее в атмосфере духовной близости. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым, безусловно, можно отнести проектный метод.

Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных методов  педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. Урок-исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга "к тайнам” превращает ребенка в "исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует "интеллектуальную” радость, положительные эмоции. Учителя нашей школы стремятся расширить благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей путем вовлечения их в проектную и исследовательскую деятельности, а также при помощи использования в обучении технологий и методов, стимулирующих диалогичность обучения.

Возросшая потребность современного информационного общества в молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность, принимать решения в ситуации выбора, ставит перед современной школой  новые задачи: развитие творческих способностей, инициативы, стремления к самореализации. Приоритетным направлением в работе педагогов стало создание условий для формирования творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе полученных знаний и социального опыта.

Важное место в реализации этих задач занимает исследовательская деятельность школьников, способствующая раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей школьников, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, умению самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду. Эти качества в последние годы стали определять как ключевые компетенции.

В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Также современная школа активно обновляет цели, содержание и методы образования, ориентируя его не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Как участники проекта и как учителя, мы стараемся все делать так, чтобы учащиеся думали, что они делают, придумывают все самостоятельно. По сути, мы незаметно сопровождаем их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди нас, помогая им, если они просят об этом.

 Метод проектов учителя начальных классов используют в своей работе недавно. В первом классе ребята под руководством своего учителя – Мержеевской С. А. работали над проектом «Помоги зимующим птицам» (интеграция предметов: мир вокруг нас – изобразительное искусство). Этот проект занял 2 место в номинации «Птичьи вести» (районная экологическая акция «Покормите птиц!»). Учащимся очень понравилось работать над проектом.

Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главное достоинство метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности ребята не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат своего труда. Учащиеся этого  класса выполняли проект на тему «Проблема взаимопомощи в русских народных сказках». Проект предложила Мержеевская С.А., ребятам идея понравилась, особенно ее практическая направленность (передать для использования в детский сад).  За время работы над проектом ученики углубили знания по сказкам как особому литературному жанру, научились достигать намеченной цели, вести исследовательскую работу, проявили творчество, заинтересованность, взаимопонимание, взаимовыручку, взаимопомощь, сотрудничество. Собранную информацию они обработали, и в результате появился проект «Книжка-раскладка «Проблема взаимопомощи в русских народных сказках»

Воронцова Т.Д. предлагает своим ученикам различные нестандартные задания-исследования, которые ведутся следующими средствами: проблемными, частично-поисковыми, уроками-исследованиями, кратковременными исследованиями-наблюдениями.  Широкий простор для уроков-исследований даёт такой предмет, как «Мир вокруг нас». Воронцова Т.Д. со своими учениками работала над проектом «Жизнь и повадки ежей». А на уроке чтения по теме «Устное народное творчество», работая с загадками, ребята исследовали принцип их построения (противопоставления, сравнения), пытались сами составлять загадки.

Ветрова Л.И. интересно организовала с классом исследовательскую работу по теме «Божьи коровки». Отчёт прошёл на ученической конференции для начальных классов. После завершения исследовательской работы, весной, во время обсуждения вопроса об оформлении школьного двора цветниками, ребята этого класса предложили свой проект клумбы «Божья коровка», Они самостоятельно оформили ее, посадили цветы и ухаживали за ними в течение летних каникул. Эта проектно-исследовательская деятельность была рассчитана на длительное время.

Для Правдиной Н.Н. в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках маленьких проблем типа: «Что бы это означало? И в течение урока учащиеся стараются ответить на этот вопрос. Часто Правдина Н.Н. даёт на дом экспериментальные задачи, особенно связанные с финансами, чтобы ребята привлекали родителей к их решению. Расчеты в них связаны с ремонтом квартиры, класса, строительством летней кухни и т.п. Каждый год для старшеклассников Наталья Николаевна проводит научно-практические конференции по математике.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, становятся базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы с детьми показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. К 125-летию села В-Полтавка краеведческим кружком под руководством Сергеева С.А. была проведена большая работа. Проектно-исследовательская работа состояла из несколько пунктов:

1. История села Верхняя Полтавка

- Зазейское восстание

- Коллективизация. Раскулачивание и выселение.

2. Политические репрессии тридцатых годов.

3. Святое поколение войны

- Воспоминание З.В. Рязанцевой (Красник)

4. Верхнеполтавцы в ВОВ 1941 – 1945 гг.

5. О переселении немцев.

По окончании этой работы была выпущена брошюра.

Учителя иностранного языка  Герус З.П., Павлова Л.А.уже давно работают, используя метод проектов. На младшей и старшей ступенях обучения учащиеся с удовольствием рисуют, создают модели, схемы. В старших классах проекты усложняются по форме и содержанию, увеличивается время на их подготовку. Учащиеся  ищут информацию, делают презентации, которые не оставляют равнодушными ни одного ученика.  Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности                                                                                     

  «Учение вообще есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником», -  такими словами С.Л. Рубинштейна руководствуется Латыпова Л.П. на уроках по биологии и физике. Элементы исследовательской работы присутствуют на всех уроках физики. Любой опыт анализируется, обобщается, делаются выводы. На уроках биологии Латыпова Л.П. учит ребят работать с дополнительной литературой, ставить цели, видеть общее в частном.

Интересно проходят уроки математики у Цветковой В.И., где ребята на основе практических заданий делают выводы, обобщают знания, исследуют новую информацию.

Купровская В.И. широко использует ИКТ. Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием позволяет сделать обучение более интересным, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Умение находить и собирать информацию, представлять её – важный шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

 Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться  конструировать, исследовать, открывать. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших школьников, родителей, педагогов и руководителей).

Веселовский А. Н. большое внимание на своих уроках и внеклассных мероприятиях уделяет здоровьесберегающим технологиям. С ребятами Веселовский А.Н. каждый год совершает походы. Это хорошая возможность проявить себя. Ученик, который слабо успевает по школьным предметам, может стать незаменимым в походе, проявить организаторские способности.

Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Чтобы развить эти компетенции у школьников, учитель должен быть широко эрудирован, глубоко знать не только свой предмет, но и возрастные особенности ученика, общую и педагогическую психологию, уметь работать в команде и др. То есть от учителя требуется высокая профессиональная компетентность. Проблеме распространения педагогического опыта были посвящены в нашей школе педчтения "Современный урок в инновационном обучении", Свой опыт работы по применению проектно-исследовательской деятельности представили учителя разных методических объединений:

- Герус З.П., учитель английского языка, "Инновационные методы в преподавании английского языка"

- Сергеев С. А., учитель географии, "Интегративный урок"

- Ветрова Л.И., учитель начальных классов, "Мотивация к обучению детей дошкольного возраста"

- Кожеченкова Г.С., учитель русского языка и литературы, "Развитие творческих способностей через диалог в контексте современных образовательных стандартов"

Большая роль в обучении педагогов по-прежнему принадлежит методическому объединению учителей. Деятельность МО направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету. Самообразование остается одной из действенных форм обучения педагога. В этом учебном году был организован смотр портфолио профессиональной деятельности педагогов школы, который показал, что учителя приобретают опыт обобщения и систематизации своей педагогической деятельности.

Узкие временные рамки урока не всегда позволяют в полной мере использовать потенциал проектно-исследовательской деятельности, поэтому большое значение для развития учащихся имеет как использование новых внеурочных форм работы с детьми в системе дополнительного образования, так и внедрение в обучение специальных курсов, способствующих формированию исследовательских умений школьников

  Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся участвуют в деятельности школьных, районных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ, 

Сравнительно малочисленный контингент учащихся  позволяет использовать педагогические технологии, ориентированные не на усредненного ученика, а на развитие каждого конкретного ребенка. Малая наполняемость классов позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса. Выше уже говорилось о том, что одной из форм учебной работы по индивидуализации обучения в нашей школе стала проектно-исследовательская деятельность, в которую включены многие ученики среднего и старшего звена, а также отдельные ученики начальной школы. Участие в олимпиадах, конкурсах, проектно-исследовательской  деятельности –  форма методической работы. Учащиеся школы  принимают участие в творческих конкурсах и становятся их призерами. 

Закончить я хочу словами В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества».

 

Категория: Мои файлы | Добавил: DieDorfschule
Просмотров: 6973 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 BoclastBoaddy  
Мне на днях нужна была юридическая услуга и я слёзно искал юридический центр в городе Москва! Через какое-то время наткнулся на http://www.consalt-centr.ru/trudovie_spori.html - Представительство по трудовым спорам
. посмотрел их сайт и заказал юридическую помощь. По исходу этих событий юридическая консультация дала о себе узнать и я решил свои личные проблемы. Теперь всем советую Юридический центр Консалт в Московской области.

2 antepelammera  
Наткнулся на линк: http://srub-dizain.ru - материал для постройки дома из бруса
и мне захотелось построить садовый домик в селе! Мне тогда срочно нужен был погонажный профилированный брус. Короче перешёл я туда и не смог уйти! Там реально всё смешно сделано и сухой брус от производителя трудно прикупить. Всему этому сопутствовала удобнейшая навигация ресурса, которую не мог не заметить.Хорошо конечно то, что это производитель профилированного бруса – но дизайн могли бы сделать другой.

1 Erermeamn  
Оторвался сегодня я по полной! Вот в яндексе случайно зашёл на статью http://rentrealtycrimea.com/dlitelno/page/6/ - сдам жилье в Симферополе
и впал в гнев. Теперь вот с Вами не поздоровался даже исходя из этого! В общем сдам квартиру в Симферополе Украина
,я зачитал и оперативно раздуплился, что жизнь уматовая штука – раз присутствуют такие квартиры. Поэтому каждому советую линк http://rentrealtycrimea.com с недвижимостью в Украине.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz